Достопримечательности

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Церковь Никиты Мученика

 

Церковь Ники́ты Му́ченика в Великом Новгороде находится на Большой Московской улице, на территории исторического Полотницкого конца. 

Будучи построена по царскому заказу, церковь Никиты Мученика, как в общей композиции, так и в декоративных частностях отмечена новым для Новгорода того времени влиянием московского зодчества. К северо-западному углу основного массива здания примыкает небольшой однокупольный объём — придел Николы. На юго-восточном углу, в один ряд с апсидами расположена массивная колокольня. В её нижнем этаже размещалась церковь-придел, упомянутая в источниках как «Феодосий под колоколы».

В противоположность новгородским постройкам XV века, наличие подклета под зданием подчёркнуто не только карнизом, но и двумя ярусами декоративных арок на апсидах. На восточном фасаде здания хорошо сохранился декор апсид плоскими пилястрами, стянутыми небольшими килевидными арками.

Ярославово Дворище

 

Если архитектурным центром Софийской стороны Новгорода всегда был и остается поныне детинец, то на Торговой стороне эта рода роль в известной мере принадлежала архитектурному ансамблю Ярославова двора. Небольшая территория, с давних пор известная в новгородских летописях под именем Княжого, или Ярославова двора, расположена на правом берегу Волхова напротив южной половины детинца.

Новгородский музей-заповедник

 

Новгородский музей-заповедник является одним из старейших и крупнейших музеев России. Датой его основания считается 1865 год, когда при Новгородском губернском статистическом комитете был создан Музей древностей.

В 1992 году решением XVI Сессии Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО комплекс уникальных архитектурных памятников музея включен в Список Всемирного культурного наследия.

В 1998 году Указом Президента Российской Федерации № 30 Новгородский государственный объединенный музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

В 2002 году в силу особой уникальности коллекций, ценности архитектурных памятников, а также по объёму и качеству осуществляемой научной, экспозиционно-выставочной, просветительной, реставрационной деятельности Новгородскому музею-заповеднику был присвоен федеральный статус.

На балансе Новгородского музея-заповедника - 138 зданий и сооружений, из которых 110 являются памятниками архитектуры и культуры XII – XIX веков, входящими в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

14 архитектурных памятников музея имеют монументальную живопись XI-XVII вв.


Николо-Дворищенский собор

 

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярочславова дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом, в его очертаниях внятно прочитывается влияние Софии, напротив которой он и располагался. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами.

Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

Софийский собор

 

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а такж Киевская Церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсид — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма